Проблемное обучение (создание проблемной ситуации) на уроке физики.
Проблемное обучение основано на научных положениях американского философа, педагога и психолога Дж. Дьюи. Важнейшими понятиями теории проблемного обучения являются «задача», «действие», «проблемная ситуация».
Действия учащегося при создании педагогом проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:
- анализ проблемной ситуации;
- формулировка (постановка) проблемы или принятие формулировки педагога;
-решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы; доказательство гипотезы (теоретическое или экспериментальное);
- проверка правильности решения.
В процессе работы используются следующие методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- определить противоречие и самим найти способ его решения;
- рассмотреть различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- делать сравнения, обобщения, выводы из проблемной ситуации, сопоставлять факты;
- ставить конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские), проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными).
Ситуация неожиданности возникает при ознакомлении учащихся с фактами, явлениями, опытами, выводами, которые вызывают удивление, кажутся необычными, парадоксальными. Например, при изучении в 7 классе темы «Атмосферное давление» я задаю вопрос: «Может ли листок бумаги удержать воду в перевёрнутом вверх дном стакане?». Этот вопрос служит основой для создания проблемной ситуации. Показывая известный опыт, демонстрирующий что атмосферное давление настолько велико, что способно не дать вылиться жидкости из перевёрнутого стакана, я создаю ситуацию неожиданности.
Ситуация конфликта используется в основном при изучении физических теорий и фундаментальных опытов. На уроке использую ситуации научных споров. Сопоставление («сталкивание») различных точек зрения (учёных) развивает неоднозначность, нестандартность мышления. Здесь, конечно, в основе лежит уже обозначенный способ - выбор варианта, просто выбор делается на ином материале. Такие ситуации часто возникали в истории развития физики. Например, в разделе физики «Оптика» 11 класс при изучении темы «Давление света. Корпускулярно-волновой дуализм» надо выбрать корпускулярную теорию Ньютона или волновую Гюйгенса. Большинство детей выбирают теорию Ньютона только потому, что это более известный учёный.
Ситуация предвидения заключается в выдвижении педагогом гипотезы о возможности существования определенной закономерности или явления с вовлечением учащихся в исследовательский поиск. Например, при изучении в 10 классе темы «Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца» я делаю такой прогноз: «Известно, что возникновение электрического тока всегда сопровождается появлением магнитного поля. Можно ли получить обратное явление: вызвать электрический ток в проводнике с помощью магнитного поля?» Обсуждая разные варианты решения проблемы, учащиеся в результате обсуждения приходят к изучению известного опыта М. Фарадея, связанного с открытием явления электромагнитной индукции.
Ситуация несоответствия заключается в том, что жизненный опыт учащихся, понятия и представления, сложившиеся у них стихийно, вступают в противоречие с научными данными. «На которое из двух тел, погруженных в воду и одинаковых по форме и объему, выталкивающее действие будет сильнее: на деревянное или железное?» (Архимедова сила, 9 класс). Многие учащиеся считают, что на деревянное тело выталкивающая сила будет больше и оно всплывает. Опыт не подтверждает предположение учащихся. Создается проблемная ситуация. Решение этой проблемной задачи приводит к установлению закона плавания тел.
Ситуация неопределенности возникает тогда, когда предложенное проблемное задание имеет недостаточно данных для получения однозначного ответа. Например, учащимися накануне была изучена тема «Интерференция механических волн». На следующем уроке по теме «Интерференция световых волн» ученикам предлагается проблема: как объяснить радужную окраску мыльных пузырей? Учащиеся не могут дать однозначный ответ, потому что для полного и точного объяснения этого явления необходимо знать, что толщина плёнки мыльного пузыря неодинакова; что по мере стекания вниз мыльного раствора стенка мыльного пузыря становится тоньше сверху, чем снизу, что и обеспечивает наличие радужных цветов на поверхности пузыря.
Большую познавательную активность вызывают у учащихся те моменты, когда учитель формулирует проблему и предлагает ее для решения в виде демонстрационного эксперимента, фронтальных опытов, экспериментальной задачи, занимательных опытов и т.д.. Например, при изучении темы «Параллельное соединение проводников» я предлагаю учащимся набор электрооборудования: соединительные провода, 2 лампочки, 2 ключа, источник тока. Перед учащимися ставиться проблема, как нужно соединить 2 лампочки, чтобы при замыкании ключа загоралась только одна из двух? Такое задание вызывает интерес как у мальчиков, так и у девочек; бывает, что учащимся требуются мои подсказки или наводящие вопросы. После того как ребята видят результат своей деятельности, а именно работу электрической цепи с параллельным соединением, возникает дискуссия, в ходе которой желающие объясняют опыт и отвечают на заданные вопросы.
Активные и интерактивные методы обучения, применяемые на уроках Трудового обучения:
Метод проектов;
Проблемное обучение;
Исследовательские методы;
Разноуровневое обучение;
Работы в группах;
Обучение с применением ИКТ.
Примеры использования методов на уроках Трудовое обучение:
Метод проектов является основным из методов, применяемых на уроках Трудового обучения. Уроки на основе проектной деятельности предусматривают развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию, выдвигать гипотезы и находить решения. Использование метода проектов делает учебный процесс творческим, целенаправленным, а ученика – ответственным и целеустремленным.
Обязанность учителя – подготовить всех обучающихся к посильной для каждого, но обязательной познавательной деятельности. Каждый ученик, принимая участие в проектировании, находит себе дело с учетом уровня своего интеллектуального развития, уровня подготовки по данной проблеме, своих способностей и задатков. Для того чтобы проект получился, надо верить в ученика. Мое твердое убеждение – нет плохих учеников. Они все яркие, талантливые, неповторимые индивидуальности.
Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для выполнения практической работы. Такие проблемные ситуации можно создавать при изучении различных тем. Тема "Консервирование пищи". Дети уже умеют готовить салаты из овощей. Ставится проблема: хранение приготовленной пищи. При обучении вязанию носков. Дети владеют техникой вязания на двух спицах. Ставится проблема: связать носок. Вывод: необходимо освоить технику вязания на пяти спицах.
Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.
В основе такого урока – организация практического исследования проблемы, темы или поставленной задачи. Учащиеся на уроке ведут поиск решения проблемы, обмениваются мнениями, экспериментируют, вырабатывая идеальный вариант предложений для изучения.
Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную активность, развивает умение излагать свои мысли четко, аргументировано, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. Важно так организовать учебный процесс, чтобы ученик не просто запоминал факты, которые он сможет использовать позже, но и жил, учась тому образу жизни, в котором ему предстоит жить в будущем и, одновременно, учился его целесообразно преобразовывать.
Работа в группах – метод, дающий ученикам больше возможностей для их взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы.
Применение на уроках ИКТ
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Каждый день интернетсообщество учителей пополняется новыми именами, в сети появляются новые образовательные ресурсы, в школы приходят новые программные средства. Учитель не может находиться в стороне от этих процессов. Внедрение информационных технологий проходит по пути наращивания методического материала каждым учителем в рамках своего предмета.
Предмет «Технология» формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, даёт им возможность ещё в школе приобщиться к созидательному труду. Труд играет важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической, экологической культуры. В настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных ИКТ, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства, в первую очередь глобальные телекоммуникационные сети Интернет. Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке. Использование ИКТ, в частности, мультимедийных презентаций, на уроках Трудового обучения дает возможность наглядной демонстрации изучаемого материала на большом экране или мониторе, заменяющих классную доску для фиксации внимания учащихся на иллюстрациях, данных, схемах, таблицах, совместного изучения информации и последующего ее обсуждения. Тестовые материалы позволяют учителю быстро и качественно отследить степень усвоения учащимися новых терминов, понятий и определений. Дидактические задания по изучаемой теме дети с большим интересом выполняют при помощи компьютера, чем обычным образом в тетради. Кроме того, сокращается время на выполнение заданий, что позволяет увеличить их количество.
Компьютерные Трудовое обучение открыли новые возможности для создания иллюстративного материала: видеофильмов, слайдов, электронных учебников.
К каждой из изучаемых тем стараюсь выбрать различные виды работ и действий: тесты, контрольные вопросы и задания, распечатанные в Word; онлайн-тесты, презентации. Часто использую анимации, моделирование, тренажеры, так как считаю, что эти приемы делают обучение более наглядным, понятным и запоминающим. По своим предметам у меня на каждую тему разработана презентация, которые, я часто меняю и дополняю, так как все классы разные по своим способностям.
На итоговом уроке я применяю программированный контроль знаний с помощью карточек – заданий, тестов, при этом удаётся сократить время на опрос и охватить им одновременно всех учащихся. Опыт показывает, что применение программированного контроля знаний активизирует учащихся, повышает уровень знаний, их прочность.
Применение компьютера на уроках Трудовое обучение становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся. С использованием в школе компьютерных технологий для учителей открылись новые возможности, позволяющие создать условия для развития познавательного интереса школьников к изучаемому предмету.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Интерактивное педагогическое взаимодействие является альтернативой традиционному педагогическому воздействию. Приоритетами интерактивного педагогического процесса являются такие характеристики, как процессуальность, деятельность, общение, диалог, возможность самовыражения для участников, смыслотворчество, рефлексия и др. Изучив и проанализировав опыт использования интерактивных методов в учебной деятельности на учебных занятиях по информатике, я пришёл к выводу, что реализация интерактивных методов в классах со слабой мотивацией и успеваемостью позволила учащимся не только повысить уровень своих знаний, но и оказала положительное влияние на развитие их познавательной мотивации, а соответственно и на повышение интереса к предмету «Информатика».
Для того чтобы определить целесообразность и эффективность использования интерактивных методов на учебных занятиях по информатике, я попытался их использовать со слабоуспевающими детьми. Для последующего анализа мною были взяты классы со слабой мотивацией к учёбе и слабой успеваемостью.
Первоначально мной был проведён анализ «слабых» фрагментов урока. Затем проведена работа над устранением причин с помощью соответствующих интерактивных методов. Так, к примеру, процесс актуализации опорных знаний у большинства учителей сводится к контрольным вопросам после изученного ранее параграфа и не даёт полной информации об усвоении всеми детьми пройденного материала.
Для решения этой проблемы в своей практике я использую интерактивный метод «Дюжина вопросов». Суть данного метода состоит в том, что я предварительно заготавливаю двенадцать вопросов, на которые могут быть только два варианта ответа: «Да» или «Нет». В перечень вопросов включаю вопросы, связанные с созданием благоприятной атмосферы, организации коммуникации (например: Мне нравится сегодняшняя погода? Или «Я сегодня в хорошем настроении?» или «Я не испытываю дискомфорт»), далее перехожу на вопросы, связанные с актуализацией опорных знаний (например: «Я разобрался с материалом предыдущего урока?» или «Домашнее задание у меня не вызвало никаких вопросов?» или «В данной теме я не испытываю никаких затруднений?»), затем идут вопросы связанные с предстоящей работой на уроке (например: «Я хочу на сегодняшнем уроке хорошо потрудиться?» или «заработать хорошую отметку»). Затем пишу на доске слово «Да», а на противоположной стене вешаю слово «Нет». Дети отвечая на вопросы перемещаются по классу.
Данный метод позволяет за 5 минут оценить подготовленность к работе всего класса. В зависимости от количества человек с положительным ответом можно проанализировать усвоение знаний и понимание детьми пройденного материала, и принять решение о дальнейших действиях.
Интерактивный метод «Дюжина вопросов» позволяет учителю оценить уровень знаний и подготовленности учащихся к изучению нового материала. При этом включив весь класс в активную работу, создав благоприятную атмосферу, организовав коммуникации.
Следующим «слабым звеном» являлось целеполагание. Как правило, большинство исследуемых детей имело слабую мотивацию. В старших классах я предлагал учащимся в начале урока самим поставить перед собой цели, предварительно записав тему урока на доске и раздав учащимся листки для записи их целей. Каждый учащийся должен был в течение урока видеть перед собой свою цель. В случаи достижения поставленной цели ученик ославлял в конце урока листок со своей целью у себя на парте, в противном случае – забирал с собой. Результатом данного интерактивного метода явилась осознанная учащимся собственная работа.
В конце урока, проводя рефлексию, предпочитаю проводить интерактивный метод «Ключевое слово». Детям предлагается вспомнить всё, что было сегодня на уроке, и описать это одним словом. Это может быть эмоция, новое понятие, ощущение. На выполнение этого метода отводится детям одна минута.
В данной работе приведены лишь несколько интерактивных методов, давших толчок к пониманию и устранению проблем, связанных со слабой мотивацией у детей. Занимаясь изучением интерактивных методов, мною был сделан вывод, что интерактивные методы являются универсальными для любых изучаемых предметов. Их выбор ограничивается лишь только желанием и фантазией преподавателя.
Результативность работы выражается в том, что вместе с повышением мотивации и интереса к учебной деятельности на учебном занятии по информатике посредством использования интерактивных методов повысилась успеваемость по предмету. Многие ученики из классов со слабой успеваемость к концу учебного года повысили уровень своих знаний по предмету. Многие повысили свои оценки. В классе повысились коммуникативные навыки, навыки групповой и командной работы, взаимопомощи.
Анализ четвертных отметок позволяет сделать вывод о стабильном росте мотивации обучающихся к изучению учебного предмета «Информатика» и повышению знаний и умений у учащихся в классах со слабой мотивацией
Используя интерактивные методы обучения, я пришёл к выводу, что:
– у учащихся повышается мотивация и интерес к предмету «Информатика»;
– у учащихся развиваются коммуникативные навыки и навыки совместной работы;
– повышается качество образовательного процесса, как у учащихся, так и у преподавателя;
– создаётся оптимальная среда для выявления и развития творческих способностей.
Опыт работы с использованием интерактивных методов может быть применён на любом другом учебном предмете. Единственным условием для его успешной реализации является исключительно желание самого педагога развиваться.